
Когда речь заходит об опорах для задвижек, многие проектировщики до сих пор считают их второстепенным элементом. А зря – именно здесь кроются основные проблемы с вибрацией и перекосом фланцев.
Вспоминаю, как в 2015 году пришлось переделывать опоры на нефтепроводе в ХМАО. Заказчик сэкономил на подвижных опорах, решив обойтись стандартными подставками. Результат – через полгода эксплуатации появились трещины в сварных швах воздвижек.
Для арматуры DN400 и выше обязательно нужны опоры под задвижки трубопроводов с регулировкой по высоте. Мы в TheOne Metal Products делаем их с винтовыми домкратами – это позволяет компенсировать просадку грунта без демонтажа.
Кстати, о материалах. Нержавеющая сталь 12Х18Н10Т – не всегда оптимальный выбор. Для агрессивных сред лучше подходит AISI 316L, хоть и дороже на 15-20%.
Чаще всего ошибаются с расчетом динамических нагрузок. Особенно для поворотных задвижек – момент от привода может создавать дополнительные напряжения.
Как-то раз на ТЭЦ в Новосибирске установили опоры без учета вибрации от насосов. Через три месяца пришлось усиливать конструкцию дополнительными ребрами жесткости.
В нашем цеху в Тяньцзине специально держим стенд для испытаний опор под нагрузкой. 25000 м2 производственных площадей позволяют моделировать реальные условия – от -60°C до +450°C.
Самая распространенная ошибка – жесткая фиксация опор к фундаменту до завершения центровки. Надо сначала выставить задвижку, затем затянуть анкерные болты.
Для подземной прокладки часто забывают про катодную защиту. Если опора контактирует с трубой – возникает электрохимическая коррозия. Решение – изолирующие прокладки из паронита.
На сайте theonehoseclamp.ru есть технические памятки по монтажу – рекомендую ознакомиться, особенно раздел про компенсацию температурных расширений.
В 2018 году на объекте в Казахстане столкнулись с интересной проблемой. Опоры под задвижки трубопроводов из углеродистой стали начали корродировать через 4 месяца. Оказалось – виноваты блуждающие токи от трамвайных путей в 500 метрах.
Сейчас для таких условий мы предлагаем оцинкованные опоры с дополнительной защитой. Три технических специалиста нашей компании как раз занимаются подбором материалов для специфичных сред.
Кстати, про сварку. Нельзя варить опоры к задвижке без термообработки – возникает остаточное напряжение. Лучше использовать хомуты с прокладками из фторопласта.
За 14 лет работы с 2010 года требования к опорам серьезно изменились. Раньше главным был запас прочности, сейчас – удобство обслуживания и ремонтопригодность.
Современные стандарты требуют возможности демонтажа задвижки без снятия опоры. Для этого мы разработали разъемные конструкции с болтовым соединением.
Из последних наработок – опоры с датчиками контроля напряжения. Пока дороговаты, но для критичных объектов уже начинают применять.
Сейчас экспериментируем с композитными материалами для опор. Углепластик интересен малым весом и стойкостью к коррозии, но пока дорог для массового применения.
Из традиционных решений продолжаем совершенствовать регулируемые опоры. 110 рабочих нашего завода постоянно вносят улучшения в конструкцию based на обратной связи с монтажниками.
Кстати, недавно получили запрос на опоры для сейсмоопасных районов. Пришлось разрабатывать специальные демпфирующие элементы – интересная задача, кстати.